Даосские памятники в прошлом и настоящем: материковый Китай

Существует две главных линии даосизма, одна из которых по большей части литургическая и ритуальная — Тяньши и вторая ассоциирующаяся с медтациями и алхимией — Маошань. Обе сохраняются по сей день.

ИньЯнЛиния Небесных Мастеров «Тяньши» возникла к 142 году нашей эры благодаря Чжану Даолиню. По происхождению он был из аристократической семьи и, однажды, вернувшись из своего отшельничества в горах, объявил, что великий Лао Цзы сошел к нему и познакомил с 10 000 духами, после чего, на основе этих откровений, Чжан Даолинь создал свое учение. В дальнейшем, оно стало причиной двух мессианских движений, восстаний и революций конца 2 века нашей эры. Первое восстание произошло на территории современной провинции Чинду и второе – между Пекином и Шанхаем. Обе были подавлены, но аристократические семьи, носители этого учения, сконцентрировались в районе Лояна, сейчас на этом месте масштабный туристический центр, здесь вы найдете одни из самых высочайших в мире изваяния Будды и Бодхисаттв вытесанных в скалах. Тут развивалась и деятельность линии Тяньши. Исторически, именно в Лояне впервые были переведены буддистские тексты на китайский язык. Произошло это примерно в то же время, когда бывшие повстанцы приняли решение помогать государственному строю, в стремлении «заменить беспорядок в умах на послушание». В своем понимании мира Чжан Даолинь переносит иерархию имперскую в мир духов. Основные тексты Небесных Мастеров содержат всяческие откровения и знаки; трактат Высшего Покоя — послания предков; религиозное произведение о мессианском спасении мира, завершающееся фразой «мир скоро закончится, а те кто следует за мной спасутся». Эта фольклорная и религиозная ветка даосизма, содержит огромное количество правил, ограничений и полна суеверий.

Иной подход представляет традиция Маошань, которая и по сей день не выдвигает догматических требований для исследователей природы дао. Основным принципом является девиз: «Относись с уважением к мастеру».

Само название Маошань означает холмы в районе Нанкина, которые с давних времен были местом для духовных ретритов и сбора лечебных растений. Эти горы были названы в честь трех братьев Мао, которые, считается, достигли просветления здесь еще до появления христианства – около 98 года до нашей эры. С тех времен Маошань стал местностью для применения методов по улучшению тела, медитаций, создания алхимических рецептов и шаманских переживаний. Сейчас там находятся грандиозных масштабов статуи и храмовые комплексы, возведенные после 50 годов 20 столетия, как символическое воспоминание о великих прошлого.

Линия Маошань сложилась из аристократических семей южного Китая в период с третьего по пятый век нашей эры. Одному из ее основоположников, Ге Хонгу, врачу и исследователю внутренней алхимии (ок. 283-343гг нэ), принадлежит первое историческое упоминание о космологической расчетной системе цимэнь дуньцзя, как методе для выбора удачного времени, чтобы подняться в горы и собирать лечебные травы. Сю Ми и Сюй Ню составили сборник текстов описывающих переживания в процессе концентрации, визуализаций и медитаций. Тао Хунцзин важнейшая фигура в китайской медицине, фармакологии и алхимии. К линии Маошань принадлежит наследие практически ориентированной литературы, это свободный свод текстов, например, «Ключ к скрытому миру» Ян Си – о приключениях среди духов, «Трактат о высшей чистоте» Шан Цин – о строении тела, «Трактат о Духовном сокровище» Лингбао Чжи – о внутренней алхимии.

mao-shanВо времена расцвета даосизма в Китае возникла первая типография, она была единственной на всю страну, таким образом обе традиции в 4 м веке встретились на юге — в Лояне, столице тех времен. Печатный станок в Лояне соорудили приверженцы буддизма, они активно стали распространять учение согласно которому «множенье слов Будды улучшают карму». Слишком активное расширение иностранного буддизма, представлялось скрытой угрозой для китайских культурных традиций. Даосизм был создан в ответ, так были обобщены разрозненные прежде сочинения в канон – Даочжан. Этот даосский канон по значимости сравним с буддисткой Трипитакой. Он вобрал в себя все литературное наследие обеих линий, а также сочинение Лаоцзы «Даодэцзин». Основа Даочжана – совершенно разные системы даосских традиций, не имеющих одного источника, как, например Будда. Другой особенностью даосизма было его распространение только среди избранных – в аристократических кругах, а не для общей массы народа. И только в 10 веке приверженцы линии Тяньши создали даосизм храмовый, для всех, в последствии этот его вид приобрел народный фольклерный колорит, больше завязанный на формальных ритуалах, чем не на поисках совершенстования.

В современном мире популярность даосизма только растет. Людей привлекает свободный дух тех основ, которые связаны естественной простотой применения и самой природой жизни. Посетив места, где зарождался даосизм, сейчас можно собрать массу масштабных и по-туристически красочных впечатлений. Самым удивительным и важным, представляется то, что даосская традиция внутреннего совершенствования, бесспорно, по-прежнему сохраняется и передается от мастера к мастеру, но у же в отдалении от ее древнейших центров.

Автор: Виктория Хилинич. Авторские права на статью принадлежат журналу Україна–Китай

Даосская алхимия 

Комментарии закрыты